Варианты кораблей

Тростниковая лодка

Ок. 5 тыс. лег назад жители Египта, Месопотамии и долины Инда при нехватке дерева стали изготавливать лодки и плоты из пучков сухой соломы. Легкие, но непрочные, они использовались в основном для плавания по рекам. В движение их приводили, отталкиваясь длинным шестом от дна. Нос и корма поднимались над водой.Финикийская галера

Эта конструкция, появившаяся ок. 1100 г. до и. э. стала прототипом всех галерных, т. е. гребных, парусных судов. У ранних вариантов была одна мачта и прямой парус. Сидящие в несколько ярусов гребцы работали вестами. В бою парус сворачивали и шли на вестах, что повышало маневренность. На форштевне находился длинный таран, пробивавший вражеские суда ниже ватерлинии.

Египетское судно

Ок. 4 тыс. лет назад египетские фараоны привозили из Ливана кедровые бревна для постройки морских судов. Приводимые в движение веслами и прямоугольным (прямым) парусом, эти суда достигали в длину 50 м и часто богато украшались. Рулями служили спущенные с кормы крупные весла в уключинах. На боевых кораблях нос переходил в прочный таран (часто в форме металлической бараньей головы), которым пробивали вражеские борта.

Греческое торговое судно

Оно было похоже па боевую галеру, по имело более «пузатый» корпус, вмещающий больше груза. На центральной мачте был один прямой парус. Гребцов – минимум, и кормчий с рулевым веслом на корме.

Римское торговое судно

Римляне строили корпуса своих судов с килем, что облегчало управление при неблагоприятных ветрах и течениях. Центральную мачту с главным прямым парусом они дополнили наклонной передней мачтой, несущей дополнительный маленький парус, улучшающий маневрирование, – аргемон. Такие ада брали на борг более 100 т груза.

Тихоокеанская пирога

Не менее 8 тыс. лет люди делают эти простые, но надежные лодки: корпус из долбленого ствола с боковым поплавком (балансиром), улучшающим устойчивость (остойчивость) на волнах. По этому же принципу в 200-100 г. до 11. э. жители Океании строили свои крупные катамараны – из двух параллельных пирог, соединенных центральным помостом, с одной-двумя мачтами и парусами-циновками из листьев пандануса. Длиной до 30 м, они могли брать на борт до полусотни человек.

Каравелла

Она появилась в XIV в. и стала популярной по всей Европе. Носовая часть судна была закруглена, корма несла высокую надстройку, а снизу руль на оси (но еще без штурвала). Сначала на всех трех мачтах были поворотные латинские паруса, затем спереди их сменили прямые, а латинский остался на бизани. Это обеспечивало высокую скорость и маневренность.

Галион

В XVI в. испанцы и португальцы строили крупные трехмачтовые корабли для доставки в метрополии из заморских колоний драгоценных камней и металлов, пряностей, редких тканей и других сокровищ. Для защиты от пиратов и вражеских флотов галионы вооружались десятками пушек. Зачастую перегруженные,они были медлительными и неповоротливыми. Неудивительно, что многие пошли на дно вместе со своими ценностями.

Клипер

15 конце XIX в. морской транспорт вступил в эпоху расцвета. Торговля между Европой, Америкой, Австралией, Китаем набирала обороты. Клипера с их узким корпусом длиной до 100 м и гигантской площадью парусов строились специально для скоростной доставки грузов. От Калифорнии до Нью-Йорка вокруг мыса Горн они доходили всего за 65 суток! Но требовали отлично подготовленной команды: десятки матросов были готовы в любой момент лезть на мачты для управления парусами. Увы, эти красавцы корабли не смогли конкурировать с пароходами, вытеснившими их к XX в.

Нет других постов.



Оставить комментарий