Золотое дно

Дно океанов и морей усыпано обломками потерпевших крушения кораблей. История многих из них является тайной, притягивающей романтиков и искателей приключений. Одни корабли были пущены на дно врагами в ходе морских сражений. Другие стали жертвами штормов, подводных камней, плавучих льдов. Некоторые скрылись в волнах с трюмами, полными сокровищ, за которыми давно охотятся кладоискатели.«Санта-Мария» (1492)

В конце декабря Христофор Колумб (с. 214,215) достиг Гаити, где команда собиралась отпраздновать Рождество. Ночью 23 декабря карак «Санта-Мария» медленно дрейфовал по течению вдоль берега и в результате сел на мель. Попытки сняться с мели ни к чему не привели. Все, что смогли, перевезли на остров, а корабль разбило волнами. Обломки его, несмотря на активные поиски, так и не обнаружили.

«Мэри Роуз» (1545)

Этот боевой карак длиной 32 м, построенный в 1509 г. по приказу английского короля Генриха VIII, затонул в 1545 г. во время сражения с французским флотом недалеко от Портсмута (Англия). Впрочем, корабль не пал в бою, причиной катастрофы стала перегрузка артиллерией. Сильный порыв ветра или неудачный маневр сильно накренил корабль на борт, вода хлынула в низко расположенные пушечные порты, и он пошел ко дну практически невредимым. Остатки судна обнаружили в 1967 г. В результате подводных раскопок были найдены сотни ценных предметов, включая оружие и навигационное оборудование. В 1983 г. со дна подняли значительную часть корпуса, которая была выставлена в Портсмуте в морском музее.

«Сан-Диего» (1600)

Этот купеческий испанский галион с золотом, серебром, китайским фарфором и венецианским стеклом на борту, едва выйдя из Манилы (Филиппины), столкнулся с голландским капером «Маврикий». Испанцы сумели взять врага на абордаж и почти праздновали победу. Однако команда «Маврикия» подожгла свое судно и вынудила противника отойти на безопасное расстояние. В результате голландцы, потушив пожар, продолжили морской разбой, а «Сан-Диего» от сильных повреждений пошел на дно и оказался на глубине 50 м. В 1991 г. останки корабля и его груз были найдены французским археологом Франком Годдио.

«Ваза» (1628)

Трехмачтовый 64-пушечный корабль, построенный по заказу шведского короля Густава Адольфа из династии Ваза, затонул в порту Стокгольма сразу же после спуска на воду. Едва он развернул все паруса, как порыв ветра положил его на борт. Почти не пострадавший корабль был обнаружен в 1956 г. на глубине 30 м шведским археологом-любителем Андерсом Франзеном. В 1961 г. «Вазу» подняли и установили в специально созданном музее.

«Центральная Америка» (1857)

Этот зафрахтованный калифорнийскими старателями пароход направлялся в Нью-Йорк из Панамы с тоннами золота, точное количество которого до сих пор вызывает споры. На широте Каролины он попал в ураган и затонул. Из 578 человек, находившихся на борту, 153 спасло другое судно. В 1987 г. после долгих поисков обломки парохода с грузом обнаружил на глубине 2300 м американский кладоискатель Томми Томпсон. Золото было поднято на поверхность.

«Ямагири-Мару» (1944)

В годы Второй мировой войны на островах Труте располагалась база японского военного флота. 17 февраля 1944 г. авианалет американцев пустил на дно 44 находившихся там на стоянке судна с экипажами. Среди них был транспорт «Ямагири Мару» длиной 130 м с военным снаряжением на боргу, включая оружие и боеприпасы. Все это -вместе с остатками других кораблей и самолетов – лежит на глубине 34 м. Покой лагуны и сейчас порой нарушается взрывом разъеденного морской водой снаряда.

Подводная археология

Для работы под водой необходима тщательная подготовка. Если объект затонул на большой глубине, его сначала исследуют с батискафов или с помощью электронной аппаратуры, составляя подробный план местности. Потом на дне натягивают проволочную сетку – аналог системы координат, позволяющий с точностью до сантиметра закартографировать все находки. Для освобождения их от толстого слоя ила часто используют грунтовый насос (землесос), напоминающий мощный пылесос.

Нет других постов.



Оставить комментарий