Синдром отсутствия инициативы и что с ним делать

Версия для печати Версия для печати Авг 9th, 2009 | By max.kuzmenko | Category: Коучинг, Моделирование, Привычки людей

prisoner1Многие из нас знают людей, которые почти полностью лишены. инициативы. Они часто жалуются на жизнь, но при этом убеждены, что «ничего изменить нельзя, ничего хорошего из этого и не получиться, живёшь и живи себе…». Соответственно, никаких конкретных действий по изменению ситуацию не предпринимают, ведь у них почти атрофировался (или даже не был сформирован) сам навык формирования изменений в собственной жизни, навык успешных действий, установка «могу», вместо установки «всё равно не получится». В психологии подобное отношение к жизни называют феноменом «наученной беспомощности». И, к счастью, психологи знают, как эту ситуацию исправить.

Быстрый рецепт

  1. Ответь себе на вопрос, на каких сферах своей жизни, ты поставил крест (или маленькое, но неприятное троеточие), хотя ты хочешь другого.
  2. Создай в этой сфере своей жизни такие ситуации, чтобы максимальное количество событий зависели от твоих действий. Пусть это будут маленькие события, но они будут. Как можно чаще создавай для себя опыт успешных действий, которые зависят именно от тебя. Получай свои результаты. Под твоим контролем. Локальные, но хорошие результаты. Они должны зависеть от тебя, должна прослеживаться видимая связь.
  3. Последствия твоих действий должны быть разными. Однообразие реакций на твои действия снижает интерес к действию. Вниманию постоянно нужны разнообразные раздражители.
  4. Последствия действия твоих действий должны быть видны сразу. Поэтому делай пусть маленькие, но результативные, завершенные проекты, последствия которых видны сразу.
  5. При (само)обучении чему-то новому, важно так построить программу обучения, чтобы не сломаться от возможных неудач, получать достаточное количество положительных подкреплений от успеха.
  6. Шевелись, действуй, вопреки “не могу”, “через не хочу”, не смотря на “все бесполезно” и мнения других о том, что «это неправильно» и «ты ничего не изменишь» - и состояние беспомощности преодолевается.
    Кто-то так и делает, хотя многие, да, опускают руки, а то и заливают глаза.

Что такое «наученная беспомощность»?

Постарайтесь осмыслить историю следующего психологического эксперимента:

Этологи провели эксперимент на собаках. Поместили в клетки трёх одинаковых собак. Первую собаку мучили электрическим током, и она ничего не могла с этим поделать. Вторую собаку тоже били электричеством, но в её клетке была кнопка, нажав на которую можно было остановить пытку. С третьей собакой (контрольной) не делали ничего.
Как и следовало ожидать, когда ток был подан, первая и вторая собака забегали по своим клеткам. Вторая собака довольно быстро нашла кнопку и отключила электричество. Первая собака долго пыталась выбраться из клетки, но в итоге сдалась, легла на пол и жалобно заскулила. Третья собака в это время зевала и почёсывалась.


Дальше всех трёх собак переместили в другие клетки. Новые клетки имели стенки всего в полметра, и собаки могли без труда из них выпрыгнуть. Разместив в клетках подопытных, жестокие учёные снова включили электричество.
Третья собака, которую не мучили вообще, сразу же выпрыгнула из клетки. Вторая собака, которая отключала электричество лапой, побегала по клетке в поисках кнопки и, не найдя её, тоже выпрыгнула. Первая собака… легла на пол клетки и начала жалобно скулить.


Состояние первой собаки зоопсихологи назвали “воспитанная беспомощность”. Собака поняла, что мир жесток, и ей его не изменить. Поэтому собака и не пыталась выпрыгнуть из клетки — она знала, что это у неё не получится — остановить жгущее электричество невозможно.
Как вы, наверное, догадались навык инициативы первой собаки был просто убит.
Наученная беспомощность - состояние, возникающее в ситуации, когда нам кажется, что внешние события от нас не зависят, и мы ничего не можем сделать, чтобы их предотвратить или видоизменить. Если это состояние и связанные с ним особенности мотивации и атрибуции переносятся на другие ситуации, то значит – налицо «выученная беспомощность». Очень непродолжительной истории неконтролируемости окружающего мира достаточно для того, чтобы выученная беспомощность начала жить как бы своей собственной жизнью, стала сама управлять нашим поведением.
Опыт неконтролируемых последствий у животных и людей закономерно приводит к пессимизму и депрессии, к снижению стремления предотвратить трудные ситуации или активно овладевать ими.
К сожалению, отечественная система обучения — воспитывает в людях именно такие качества — дети не могут избежать наказаний, инициатива часто подавляется, избежать мучений невозможно. Уроки и задания неинтересные, а выбрать другие — нельзя.
А теперь, уважаемый читатель, подумай: как часто и в каких сферах своей жизни ты приучил себя к мысли о том, что что-то невозможно, что-то не изменить? В каком секторе моей жизни я развил наученную беспомощность?
Учти, что если ты сформировал уже в себе это убеждение, то скорее всего, ты сейчас найдёшь 1000 и больше причин, почему это так. Таков закон убеждений, мы всегда ищем их подтверждения, а не опровержения.
Именно в силу того, что человек сам инфицирует некоторые сферы своей жизни синдромом «наученной беспомощности» или ему кто-то в этом помогает, он не может в них ничего изменить. Ведь от желаний человека ничего не зависит.

О инициативе и здоровье

Эксперименты по изучению влияния беспомощности на иммунитет были проведены Мадлон Висинтейнер на классических лабораторных животных – на крысах – с использованием достаточно строгого теста, используемого в иммунологии. Всем крысам привили некоторое количество раковых клеток. Это количество было специально подобрано таким образом, что при нормальных условиях должны были выжить 50 процентов крыс. Затем всех крыс разделили на 3 группы: первые получали умеренный шок, которого можно было избежать, вторая группа получала неконтролируемый неизбежный шок, третья группа вообще не получала никакого шока. Поскольку речь шла о физическом здоровье, в эксперименте тщательно контролировались все возможные физические переменные (сила и продолжительность тока, условия питания и гигиены и т.д.). Единственное различие между группами состояла в наличии или отсутствии выученной беспомощности. Третья, контрольная группа служила для проверки точности дозировки в иммунологической части эксперимента.
Смертность в этой контрольной группе составила обычную для теста пропорцию 50 на 50. В двух других группах данные были иные. Среди «беспомощных» крыс умерло 73% особей. Было доказано, что выученная беспомощность может влиять на иммунитет – сопротивляемость организма деятельности болезнетворных клеток. Но еще более удивительная вещь произошла в группе, в которой крысы научились сами останавливать действие электрического тока. Смертность в этой группе составила всего 30%! Меньше, чем в группе, которая ни с какими неприятностями не сталкивалась!

Качества оптимиста

Противоположностью жертвы наученной беспомощности является оптимист. Именно приобретенный в успешном «взаимодействии с реальностью» оптимизм служит причиной того, что временные непреодолимые трудности не снижают мотивации к активным действиям, точнее – снижают ее в меньшей степени, чем это происходит у «пессимистичных» персон, более склонных к формированию выученной беспомощности.

По мнению Селигмана (ученый открывший феномен «наученной беспомощности»), суть оптимизма состоит в особом способе атрибуции – особом стиле объяснения причин неудач или успехов.

Оптимистичные люди считаю успехи личной заслугой, и склонны рассматривать их как то, что случается всегда и почти везде.

Неудачи склонны приписывать случайному стечению обстоятельств, случившемуся в определенной узкой точке пространства в определенный момент времени.

Например, жена, обнаружившая наличие давней связи ее мужа с лучшей подругой, демонстрирует оптимизм, если говорит себе: «Это случилось всего лишь несколько раз, давным-давно, и лишь потому, что сама я в то время была за границей» (локально во времени, локально в пространстве и по вине обстоятельств). Пессимистичным можно назвать мысли следующего характера: «Он никогда меня не любил, и наверное потихоньку изменял мне постоянно – ведь не случайно вокруг него так много симпатичных молоденьких студенток. Да и сама я уже стара, и вряд ли когда он меня так полюбит, как было в молодости» (неприятности распределены во времени, встречаются во многих точках пространства, происходят потому, что сам какой-то не такой). Именно через стиль атрибуции (приписывания) «просеивается» опыт беспомощности. В случае оптимистичной атрибуции, значение этого опыта преуменьшается, в случае пессимизма – преувеличивается.

Еще немного практической теории о воспитании и отношениях

Выученную беспомощность гораздо легче предупредить, чем лечить: родители должны обеспечить и показать ребенку возможности контроля над внешней средой, должны предоставлять ему синхронную и разнообразную обратную связь – разную в ответ на разные его действия. То же требуется и от руководителей коллективов, если они хотят иметь инициативных и компетентных (а не беспомощных) сотрудников.

Правила по профилактике выученной беспомощности

  1. Подкрепляйте инициативу и действия людей, стимулируйте в них потребность делать выбор и предоставляйте для этого возможности. Ставьте людей перед фактом того, что они должны сами выбирать варианты действий (оценивать их и отвечать за последствия) и предоставляйте им для этого полномочия. При этом создавайте для них, по крайней мере на первых парах, поле позитивных возможностей — на котором люди смогут получить быстрые положительные результаты, быстрое подкрепление. Тогда они осознают, что инициатива и выбор — это здорово. Сам процесс самостоятельного выбора и поиска решения уже достоин похвалы. В одном из домов для престарелых провели эксперимент: одной группе жильцов сообщили, что им нужно в обязательном порядке участвовать в управлении заведением: заботиться о поддержании жизни заведения (убирать, устраивать конкурсы, заботиться о саде, создавать что-то). А другой — всё предоставили без всяких оговорок. Со временем оказалось, что участники второй группы были более склонны к депрессиям и уровень смертности у них был выше.
  2. Поощряйте эксперименты. Процесс поисковой активности сам по себе, независимо от того, успешен ли он или нет (согласно прагматическим результатам поведения), защищает человека от соматических расстройств.
  3. Последствия должны быть. Если жизнь стала однообразна и скучна, то зачем же она нам такая? Познакомьтесь сами и познакомьте партнера с разными сторонами реальности, покажите ему, что именно он (она) может жить и по другому. Предоставьте возможность другому самому найти нужные ему последствия. Не только окружающая среда, но и вы сами создаете последствия. Постарайтесь чаще бывать с ребенком, мужем, женой, сотрудниками – самим собой и своей речью восполнить дефицит последствий.
  4. Последствия должны быть разнообразными, новыми. В ответ на разное поведение ваших сотрудников, вашего ребенка или супруга, вы теперь ведете себя разным способом. Вы злитесь, если он что-то сделал неправильно, радуетесь, если поступки партнера вам приятны, и – вы проявляете свою радость или злость, все многообразие ваших чувств, стараясь указывать точно, с каким именно поведением эти чувства связаны. Не ограничивайтесь обнародованием взысканий, пусть даже – и разнообразных взысканий. Дополните «перечень штрафов» «перечнем поощрений». Старайтесь уравновесить баланс хороших и плохих действий балансом хороших и плохих последствий.
  5. Промежуток времени между поведением и последствиями должен быть минимальным. Не оттягивайте с реакцией, реагируйте тотчас же и разнообразно. Особенно это важно в случае экстремального поведения, необычно хорошего или необычно плохого. Помните, если вы просто будете их всегда хвалить просто так (ни за что) и всё давать на блюдечке, вы убьете их инициативу.
  6. Случайные реакции лучше постоянных. Действительно, достаточно глупо выглядят попытки постоянно сопровождать любое поведение партнера своими реакциями. Это и не нужно. Множество специально организованных исследований показали, что не систематические и случайные последствия лучше действуют, чем постоянные. Спустя некоторое время ваш партнер сам научится видеть последствия – без вашей помощи. Помогайте ему в этом время от времени. И ваш партнер, ребенок, ваши сотрудники приобретут веру в себя, инициативу и оптимизм. Вы же этого хотите?

Помните, человек от собаки отличается тем, что он сам может создавать себе последствия – у нас есть речь, и мы способны к само подкреплению.

Заметка подготовлена на основе материалов:

  • Страница Фрица Моргена

  • Этология-Форум

Tags: ,

Leave Comment

Spam protection by WP Captcha-Free